Из истории становления Русского рукопашного боя

Неоднократно мы получали вопросы, а что такое «естественный двигательный стереотип», а что такое «традиционная  пластика», а что такое «в рамках национальной традиции».

  Вот какая у нас такая национальная традиция?  Или какой у нас такой стереотип? Вроде руки-ноги такие же, как у финнов, или китайцев. И ходим мы так же, и чай пьем похожим образом. Может ерунда все это и нет никакого «национального стереотипа» и «традиционной пластики»?

 Давайте попробуем разобраться в смыслах, но без детального погружения. Почему на Руси формировались какие-то свойственные ей и отличные от остального мира традиции.

  Для начала разберемся, а зачем вообще нужен рукопашный бой?  Ответ прост – для обеспечения выживаемости рода.  Причем под родом подразумеваем не княжество и не страну, а определенную обозримую территорию.  Деревню, например.   Князь с дружиной далеко, где-то за непроходимыми лесами, а вот враги могут придти, от кочевых племен, до лихих людей.
  Для примера возьмем европейских соседей. Это в Западной Европе  замок барона на холме, а в нем латные рыцари, которые если что прискачут, а Русь то велика.
  Соответственно,  для выживаемости рода каждый взрослый мужчина должен был быть воином.
 Чем он мог воевать?  Ни меча, ни доспехов у него не имелось. А имелась дубинка, кол, в лучшем случае – нож или топор.
  Отсюда возникли две вещи. Массовость и техника, позволяющая защищать свои дома без серьезного вооружения.
 Массовость  предполагает достаточную простоту и естественность, чтобы приемы рукопашного боя могли освоить и применять все, а не только особо одаренные бойцы.
  Массовость предполагает умение обучаться и работать «в команде», поскольку действовать против строя даже опытному и хорошо вооруженному воину сложно.
 А техника работы подразумевает возможность обучения в процессе ежедневного труда и использование максимально доступных методов противодействия холодному оружию: отсутствие жестких блоков, уход с линии атаки и маневр.
   Удар тяжелого меча блоком не остановишь, а вот уходом с линии атаки – может и сработать.
   Уход с линии атаки, съём, сбив – это то, что пришло в рукопашный бой издревле и применяется сейчас.
  Как же учились рукопашному бою наши предки?

 Начиналось все с детских игр и народных танцев.  Не зря «потеха», то есть игры, были обязательны на Руси. «Делу – время, и потехе – час». Хотя бы один час в день был обязателен для игры. Традиционные русские игры, такие как лапта, городки, выбивала, салочки (  они же маялки и пятнашки), водила – все они содержат в себе элементы рукопашного боя. Да всем нам известные «ладушки» содержат в себе удар.
 Маленький мальчик просто хлопает по ладошкам мамы, а большой быстро и точно бьет по чужой ладони, вкладывая туда и силу, и импульс.
 Водила –  это слепое хождение за руку. Учит ориентироваться в пространстве, ощущать цель с закрытыми глазами.  Городки – развитие корпуса, меткости. Пятнашки – работа со многими целями. Чем отличаются пятнашки от схватки? Только одним – силой удара. Там касание, тут удар, в остальном все одинаково.
  Детство кончилось, пришла юность. Игры перешли в танцы.  Что такое хоровод? Это строй. Что такое перепляс – это ударная работа. Что такое «камаринская»? Это ударная работа руками и ногами.
 Юность прошла, началась зрелость. Начались кулачные забавы, причем как с одним противником, так и «стенка на стенку».
У кого то назреет вопрос – приводили ли эти забавы к травматизму и даже к смерти. Да – случалось, приводили. Невозможно научиться драться, ни разу не пострадав.

 Вся жизнь наших славянских предков была подчинена воспитанию воина – защитника семьи и общества.

Чем еще обуславливалась необходимость владеть приемами рукопашного боя?  Невозможностью быстро что-то получить снаружи, из-за своей территории. А значит, все должно быть внутри. Опять же расстояния.  Все очень далеко и плохая сеть дорог.

 Мастер по ремонту печи не всегда придет из соседней деревни, которая за холмом. Надо растить своего. Растить своего – это отправлять кого-то на обучение «за тридевять земель». Но нужно чтобы он дошел туда и вернулся обратно. Через леса, где не то собственные «лихие люди», не то половецкие бандиты.  Человек должен был владеть навыками самообороны.

 Опять же – народное ополчение. Вы слышали такое понятие как наемники?  Что на стороне какого-нибудь короля Фридриха воевали швейцарские наемники, а на стороне короля Сигизмунда – венецианская пехота.  То есть в случае войны, скажем, европейские государи за деньги нанимали профессиональных наемников. На Руси такого понятия в массовом распространении не было. Слишком далеко. Не дойдет профессиональная сила. А может денег не было.  Была княжеская дружина, которая в случае войны становилась десятниками и сотниками, то есть офицерами. А рядовой состав формировался из народного ополчения, то есть крестьян и горожан, вставших под знамена в случае опасности. Но не обученный человек никак не может воевать. Ополчение формировалось из людей, владевших навыками рукопашной схватки.

 Итак, особенности русского рукопашного боя, пришедшие к нам исторически.

1) Простота и массовость
2) Ориентированность на среднего человека
3) Постепенное обучение и корреляция с народными танцами, играми, забавами
4) Отсутствие жесткой блокировки, ориентированность на численно превосходящих противников, работа с подручными предметами.

5) Ориентированность на работу «в строю».

6) И нельзя забывать, что это все должно быть органично вписано в ментальную картину мира конкретного сообщества. Не может человек жить по-одному, а действовать по-другому. Не может, и все!!! От этой-то картины много тоже зависит…

© 2019 / ОРС РРБ Все права защищены.

57870028